конфуцианство

  • 121Неоконфуцианство —         идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10 13 вв.). Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. можно считать… …

    Большая советская энциклопедия

  • 122Китай государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 123Китай, государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 124КИНИКИ — КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания через… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 125У ВЭЙ — Недеяние , отсутствие [[целенаправленной]] деятельности термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов у ( отсутствие/небытие , см. Ю У), выполняющего роль оптативного отрицания, и вэй ( деяние, свершение, осуществление …

    Энциклопедия Кольера

  • 126ВЭЙ-ДЕЯНИЕ — Деяние , свершение , осуществление , управление , делаться , становиться , являться , быть (вэй1). Термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о… …

    Энциклопедия Кольера

  • 127ХАНЬ ШУ — Книга [[о династии]] Хань, История [[династии]] Хань. Другое название Цянь Хань шу (Книга о Ранней [[династии]] Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. 8 н.э.). Хронологически продолжает и… …

    Энциклопедия Кольера

  • 128КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЛЕГИЗМ — Легизм, или школа закона , представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной… …

    Энциклопедия Кольера

  • 129КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… …

    Энциклопедия Кольера

  • 130СИНТОИЗМ — исконная религия японцев. Слово синто ( путь богов ) китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для… …

    Энциклопедия Кольера

  • 131КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания через переосмысление мифологической… …

    Новейший философский словарь

  • 132КИТАЙЦЫ — (самоназвание хань, хань жэнь) нация, составляющая осн. часть населения КНР. Общая численность 652 236 тыс. чел. (1959), из них в КНР 636 500 тыс. чел. (95% всего населения страны). За пределами КНР наиболее крупные группы К. имеются в Таиланде… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 133КОРЕЯ — страна на В. Азии, занимающая Кор. п ов, прилегающую часть материка и ок. 3,5 тыс. близлежащих небольших островов. На С., по pp. Амноккан и Туманган, К. граничит с КНР, на небольшом участке с СССР, на В. омывается Японским м., на 3. Желтым м., на …

    Советская историческая энциклопедия

  • 134КОНРАД —         Николай Иосифович (1891 1970) филолог и историк, специалист по дальневосточным культурам. В культурологич. концепции придерживался марксистской парадигмы развития культуры. Согласно его концепции, эпоха Возрождения не специфически итал. и …

    Энциклопедия культурологии

  • 135МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ —         группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтнич. распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике.         По мнению совр. науки, абсолютное большинство известных истории… …

    Энциклопедия культурологии

  • 136НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ —         или национально государственные религии религии, сложившиеся в рамках определенных гос в или этнич. общностей и не получившие заметного распространения у др. народов. Термин Н.р. вошел в обращение еще в 19 в. (Ф. Энгельс, А. Мензис, П.Д.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 137ОСЕВОЕ ВРЕМЯ —         одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации.         В этот период, в выделяемых… …

    Энциклопедия культурологии

  • 138ТАЙВАНЬ — остров у юго вост. побережья Азии, Китай. В названии тай терраса , вань бухта, залив , т. е. залив с террасовидным строением берегов . Открывшие остров в 1516 г. португ. мореплаватели назвали его Формоза (португ. formeso красивый , прекрасный );… …

    Географическая энциклопедия

  • 139ДАО — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь), непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. ключевая гносеологическая,… …

    Философская энциклопедия

  • 140ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …

    Философская энциклопедия